sergeserov (sergeserov) wrote,
sergeserov
sergeserov

Свобода как украинская национальная идея

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=104825
Священник Иосиф Киперман
УКРАИНА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС.
Некоторые контуры, кратко

Понятие национальной идеи по-разному определяется в религиозном и материалистическом мировоззрениях. Для материалистов история есть стихийный процесс, подобный наблюдаемой в животном мире борьбе за существование. В таком миропонимании смысл существования народа сводится к преследованию своего национального интереса и проявлению своей мощи. Политическая и военная гегемония на максимально-подконтрольной территории, вот и всё содержание национальной идеи.

Этой элементарной идее соответствует государство тоталитарного типа, какими были все древние империи, скрепляемые насилием, увенчанные культом правителя. Образовавшая их материальная стихия, не обузданная высшим религиозным началом, выбрасывала на поверхность жизни людей случайных, скользивших по ней, но не способных проникать вглубь, туда, где кроются суть и смысл народного бытия. Это были диктаторы, которые присвоили себе право определять национальные интересы и положили все силы на то, чтобы удержать кормило власти. Они погубили свои народы, и те, подобно ископаемым животным, исчезли, уступив место в истории нациям с более справедливой и упорядоченной организацией, которые выработали более высокие религиозные и нравственные принципы, выкристаллизовавшиеся в традиционные устои жизни.

Создание европейского содружества наций стало возможным благодаря готовому фундаменту, заложенному христианством, в сознании которого различные нации являются членами единого живого организма ("несть ни еллина, ни иудея…"). Это значит, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но всегда определённым образом участвует в общей жизни человечества как собирательного существа. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, есть её истинная "национальная идея", установленная в предвечном замысле Бога. Иными словами: не национальный эгоизм, являющийся новым идолослужением, но участие по мере сил и особых дарований своих в развитии великой христианской цивилизации - вот в чём наше религиозное мировоззрение видит истинную цель устремлений всякого народа.

Таким образом, национальная идея - это мысль Бога, определяющая предназначение народа и его роль в человечестве.

Это вдохновляющий идеал и одновременно миссия, которую этому народу предначертано исполнить. Если в ходе исторического развития этот идеал осознаётся, то национальная идея формулируется, и развитие государственной жизни происходит в соответствующем направлении, в народе раскрываются лучшие качества и все потенциальные силы, и он, подобно зрелой личности, произносит своё слово в истории человечества.



Однако исторические пути народов никогда не бывали гладкими. Многие попали в ловушку ложных идей, одушевлялись псевдоидеалами, приносили им в жертву бесчисленные человеческие жизни и, несмотря на все усилия, так и не достигли желаемого, но, попусту растратив свои силы, скатились в нищету, совершенно ослабли, оказавшись в зависимости от тех народов, над которыми стремились доминировать, и, постепенно утратив свою роль, сошли с исторической сцены.

Ближайшим примером народа, который бывал увлекаем ложными идеями, и до сих пор не направил свои силы к реализации своего истинного предназначения, могут служить Русские. Сложившись в великое царство, московская Русь увлеклась духом национальной гордыни, который привел к мысли о служении всемирного Удерживающего ("Москва – Третий Рим"). В результате вместо царства, в котором обитает правда, и где глава всему - Христос, получилось царство Кесаря, в котором жестокость и несправедливость прикрывались христианским обрядом и "высшими" глобальными целями. Это привело к трагическим событиям Смутного времени. Только благодаря объединяющим усилиям Церкви народ, восстав через покаяние, сплотился и восстановил пошатнувшуюся государственность.

Однако причины падения, теми от кого зависело будущее страны, не были осознаны глубоко. По прошествии небольшого времени верховная власть в лице Патриарха, желая придать своей национальной Церкви вселенское значение, стала менять сложившийся веками уклад, действуя в характерной для себя манере: диктаторски и насильственно, что вызвало массовый народный протест. Страна была вновь ввержена во внутреннюю смуту, значительно более затяжную и кровавую, так как её подавляла своя же собственная власть, обычными для неё карательными мерами.

Очередная страница нашей истории открылась с появлением Санкт-Петербурга и превращением Московского царства в Российскую Империю, по мере усиления которой старая идея Третьего Рима всплыла в новом имперском облике. Крушение наступило в 1917 году, когда на смену несбывшемуся Третьему Риму пришёл Третий Интернационал, псевдонародное воплощение той же квазиисторической идеи. Через 70 лет рухнул "Союз нерушимый", историческое название страны вернулось, а вместе с ним и соответствующая символика: двуглавый имперский орёл на гербе и идеологема "Москва-Третий Рим".

Народ, воспринявший ложную национальную идею, начинает верить в своё превосходство над другими, претендовать на роль учителя, вождя, старшего брата, единственного хранителя истины и т.п. Истинная же национальная идея раскрывает народу его подлинную историческую миссию, исполняя которую, он займёт предназначенное ему Всевышним место среди других народов, в чём и заключается его неповторимость.

После всего сказанного зададимся вопросом об украинском народе: какова его национальная идея и, соответственно, своя историческая задача?

Ответ русского империализма на этот вопрос был неизменно отрицательным. Российская Империя игнорировала украинскую национальную самобытность. Украина именовалась Малороссией с уничижительным оттенком. В высших кругах российского общества она всегда воспринималась как колония, не имеющая самостоятельной культуры, языка, политической власти. Екатерина Вторая раздавала украинские земли своим фаворитам, обратив в рабство большинство до той поры свободных крестьян-казаков. Так было при коммунистах, совершивших величайшее преступление над украинским народом, уморив его четвёртую часть голодом. И ныне кремлёвская власть, желая через своих ставленников контролировать политическую ситуацию в Украине и ее газотранспортную систему, попыталась прибегнуть к насильственным методам. Знаменательный факт, выявляющий дух и характер этой власти, учитывая который, украинцы будут и впредь отталкиваться от Москвы.

Однако существует в российском сознании и положительный ответ на вопрошание о народе украинском. В своё время его предвосхитили русские религиозные философы Владимир Соловьев и Сергий Булгаков, которые противопоставляли духу имперского национализма христианский дух всеобщей солидарности. В их понимании всё человечество – в идеале - есть живое тело Христа, в котором нации существуют в органическом и нравственном союзе, как живые члены этого тела. Христианская истина утверждает неизменное право наций на существование, осуждая в то же время национализм, являющийся для народа тем же, что и эгоизм для индивидуума, - ложный принцип, который приводит к обособлению отдельного существа, превращая различие в разделение, а разделение – в антагонизм.


До последнего времени, с московской точки зрения, исторические задачи украинского народа не вырисовывались достаточно отчётливо, а потому возникали затруднения с формулированием его национальной идеи. Причиной тому была погружённость украинцев с прочими народами СССР в русскую имперскую стихию, всё и вся унифицировавшую, заставляющую всех двигаться в одном направлении, как заключённых по этапу. Когда же, в силу известных исторических причин, колонна распалась, пришёл черёд украинцев поступить по-своему. И они, проявив волю к жизни, сделали напряжённое усилие и вырвались из той мертвящей стихии, которая продолжает губить русских и зависимые от них народности. Это стало неожиданностью не только для кремлёвской власти, привыкшей к условности беспроигрышных "выборов", но и для самих русских интеллектуалов, считавших, что "культурный фактор" сыграет решающую роль в прорусской ориентации Украины. Даже многие западные аналитики, учитывавшие как силу давления Москвы, так и силу инерции народов постсоветского пространства, не предполагали такого исхода. Однако украинцы, не обращая внимания на пропаганду, по-советски пугавшую их западной угрозой, и на прочие факторы, просто сказать, рванули от России, нутром почуяв, что им не по пути со страной, население которой, согласно простой демографии, вымирает и вытесняется новым азиатским населением.

Настоящий дух и характер украинского народа впервые проявились ещё в Киевской Руси, в эпоху князя Владимира Святого, при дворе которого царило равенство, ибо Владимир, по словам летописца Нестора, любил свою дружину, совещался с ней о делах государственных, о войнах и о строе земли. Он был исполнен отеческой заботой о малых и бедных, а с окружавшими его советниками и дружиной обращался как с истинными братьями. И жил он в мире с окольными князьями: Болеславом Польским, Стефаном Венгерским и Андрихом Чешским. Киевская Русь, не создавшая империи, уступила свой северо-восток Московскому царству, наследницей которого стала Санкт-Петербургская империя, подавившая в Украине все сословия, лишив их общественных свобод, в том числе и Церковь, в которой до 1722 года Киевские митрополиты выбирались голосами свободных сословий. Но ни иноплеменные завоеватели, ни вроде бы единоплеменные петербургско-московские империалисты не смогли задушить дух Киевской Руси, дух запорожской вольницы и выборных атаманов. Этот свободолюбивый украинский дух, получив сейчас возможность проявиться, показал всю свою недюжинную силу. В манифестации изначально Богом данной человеку свободы заключается подлинная человечность - в противоположность рабскому принуждению, угашающему в человеке творческое начало, образ Божий. Сквозь нынешние исторические события просвечивает национальная идея этого славянского христианского народа, напоминающая нам о том, что не должно быть в народе всевластных и несудимых вождей и бесправной толпы, но все суть граждане, равные перед законом и равноответственные за происходящее в государстве.

Итак, украинская национальная идея, зачавшись в Киевской Руси и созрев в ходе истории, раскрывается как утверждение в национальной государственной жизни постимперского, постколониального народа тех общественных прав, которые проистекают из данного Всевышним единого дара свободы...

Но, безусловно, физическое, экономическое и политическое состояние украинского народа зависят от его духовного состояния. В свою очередь, духовное возрождение невозможно без решения церковного вопроса, который в Украине характеризуется заметной "конкуренцией" между несколькими юрисдикциями, и эта конкуренция при правильном подходе может быть очень полезной для восстановления истинного христианства.

Как и всякий гражданский институт, для того, чтобы эффективно функционировать в обществе, Церковь должна быть свободна от вмешательства государства в её внутреннюю жизнь, иметь внутреннюю свободу. Она не должна быть зависима от власти ни в какой из сфер своей жизни, должна иметь внутренний строй, соответствующий её природе. Необходимо упразднить диктатуру номенклатурного епископата. Епископов должны избирать клир и народ, и все вместе - Патриарха. Только при этих условиях церковная власть станет легитимной, получит нравственный авторитет в обществе, тогда её гласу будут послушны.

После падения коммунизма Православная церковь в Украине получила некоторую внутреннюю свободу: власть не контролирует сейчас поставление епископов и клириков, их перемещение, вернула церкви её имущество. Но церковь при этом духовно так и не ожила. Причина в том, что нынешний её внутренний строй, каким он сложился при деятельном вмешательстве советской власти, точнее – ЧК-НКВД-КГБ, не соответствует природе самой Церкви, но является отображением тоталитарного государства. Это деятельное вмешательство неизбежно отобразилось и на церковном вероисповедании…

Священник Иосиф Киперман
УКРАИНА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС.
Некоторые контуры, кратко
Tags: Киев, Политика, Россия, Христианство, о.Иосиф Киперман
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment