sergeserov (sergeserov) wrote,
sergeserov
sergeserov

Categories:

Читая Чихольда

Читая Чихольда


Изучение классической типографики в значительной степени облегчено сегодня для нас трудами одного человека – Яна Чихольда (1902-1974). Он провозгласил классическую книгу фундаментом нашей профессии, досконально изучил огромное количество инкунабул, проштудировал множество рукописных и первопечатных книг, отбросил случайное, выделил главное и преподнес миру классическую типографику как целое, как систему «алмазных законов» и «золотых правил». И теперь редко в каком западном университете обучение графическому дизайну не начинается с семестра, а то и двух, посвященных изучению классической типографики «по Чихольду».



Ян Чихольд, немец по происхождению (Johannes Tzschichhold), в молодости был радикальным модернистом, другом Эль Лисицкого. В честь русских конструктивистов он даже стал на какое-то время Иваном Чихольдом, писал статьи под этим именем. В 1928 году выпустил книгу «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». В ней он обобщил достижения современной ему авангардной типографики. У него, безусловно, был этот замечательный талант – сочетание скрупулезного внимания к деталям с даром обобщения.

Но проходит всего несколько лет, в 1933 году к власти в Германии приходят нацисты, и Чихольд, проведя два месяца в тюрьме, меняет свои взгляды на диаметрально противоположные. Он вдруг увидел отражение модернистской утопии порядка в фашистском «новом порядке». Увидел и ужаснулся. В том же 1933 году Чихольд эмигрирует в Швейцарию, где становится яростным пропагандистом классической книжной эстетики. И делает это с такой же безапелляционная категоричностью.

«В типографском искусстве ничего нового в строгом смысле этого слова быть не может». «Книга не объект для тех, кто хочет "запечатлеть облик настоящего времени" или создать "новое"». «Индивидуальное типографское искусство – это ошибочное искусство. Только начинающие и неумные люди могут идти по такому пути». «За прошедшие века были разработаны методы и правила, которые уже не улучшить и которые надо только пробуждать к новой жизни и вновь использовать».

Чихольд опубликовал множество статей и более 50 книг. Одна из них – «Облик книги» – дважды издавалась по-русски. На сегодняшний день это главный источник знаний и вдохновений в области классической типографики.

Но восхищенно преклоняясь перед всем, что сделал Чихольд, заражаясь его любовью к классической типографике, учтем все ж относительность эстетических установок, претендующих на абсолютность. Читая Чихольда и сталкиваясь с его фанатичной убежденностью в непогрешимости классических «законов красоты», которые представлялись ему коренящимися в самой природе вещей, надо все же отдавать себе отчет, что красота абсолютна, но эстетический опыт относителен и многообразен.
Tags: ВАШГД, Графический дизайн, Дизайн-образование, История дизайна, Типографика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment