sergeserov (sergeserov) wrote,
sergeserov
sergeserov

Categories:

Буквы в кринолинах

Антиквы

Любая классика ретроспективна. Все лучшее для нее всегда в прошлом. Это относится и к шрифтам книжной классики, которая вдохновлялась античностью.
Неудивительно, что общее название классических шрифтов – «антиква».

В 1946 году к 80-летию Фридерико Гауди, одного из самых известных проектировщиков шрифта в ХХ веке, был издан сборник его шрифтов. Каждый алфавит сопровождался одной и той же фразой, набранной буквами соответствующего шрифта: «Старые мастера украли все наши лучшие идеи».

Говоря об антиквах, мы имеем в виду методологический, а не исторический аспект, согласно которому различаются антиквы венецианские, французские, голландские, английские, антиквы старого стиля, переходные, барочные, классицистические и т.д. Для нас же важны не различия, а то общее, что есть между ними.

Если смотреть на шрифты книжной классики с этой точки зрения, то можно заметить, что все они отличаются обширными, свободными внутрибуквенными пространствами, затейливо обустроенными вручную. Буквы характеризуются плавным, нежным изменением толщины штрихов, каллиграфичностью рисунка, сохраняющего теплоту следов ручной работы, элегантными открытыми элементами, деликатными засечками-серифами, малоконтрастностью основных и соединительных штрихов.

Гармония классической типографики закладывается уже на этом уровне – сбалансированностью внешнего и внутреннего пространства букв, сложно организованным равновесием черного и белого. В результате антиквенные шрифты классических веков рождают ощущение легкости, воздушности, прозрачности.

Большинство антиквенных шрифтов характеризуется также мелким очком строчных букв. Это означает, что высокие прописные буквы и длинные выносные элементы как бы заранее резервируют белое пространство, которое будет необходимо им в наборе. Можно сказать, что буквы классических антиквенных шрифтов – это дамы в кринолинах, каждая окружена невидимой аурой, и никаких «грязных танцев» с ними быть не может.
Tags: ВАШГД, Графический дизайн, Дизайн-образование, История дизайна, Парадигмы, Типографика, Шрифт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments