sergeserov (sergeserov) wrote,
sergeserov
sergeserov

Categories:

Улетаю в Брно

Завтра вечером улетаю в Прагу, потом в Брно, где послезавтра открывается Международная биеннале графического дизайна, давшая мне в свое время вдохновение на многие дела, в том числе и на "Золотую пчелу".

Давно я там не был. Да и Райлихов пора навестить. В этом году Янам Райлихам – старшему и младшему – соответственно 90 и 60. Они устроили там выставку: "Ян Райлих 150".







Последний раз я там был 6 лет назад. Предпоследний – за два года то того, на предыдущей биеннале, со студентами. Вот, старую статью про это раскопал:

В нашем Брно

Когда мы со студентами Высшей академической школы графического дизайна ехали в поезде навстречу знаменитой биеннале через границы, бесчисленные паспортные проверки, утомительные таможни, они спросили меня: «А почему, собственно, биеннале проводится именно в Брно?».

Официальная версия такова: «С давних пор город Брно является местом, где пересекались культурные пути, проходящие с севера на юг и с запада на восток, и это способствовало диалогу между людьми разных профессий, национальностей и религий.. Все это актуально и поныне. Брно — город с глубоким культурным фоном, с множеством исторических памятников и красот природы. Дружеская атмосфера, удобное транспортное сообщение со всем миром и многие дpугие факторы способствовали тому, что Бpно стал местом, идеально подходящим для оpганизации международных ярмарок, выставок, конфеpенций, симпозиумов и конгpессов».

Это сказал Петp Духонь, мэp Бpно, на вернисаже Международной биеннале графического дизайна, которая открылась 18 июня 2002 года уже в двадцатый раз. Примерно то же пишут и в путеводителях. Все это чистая правда. Однако только ее половина.

Студентам я открыл вторую половину: «Потому что там живут Райлихи». Никакие объективные причины не превратили бы Брно в «столицу графического дизайна», как величают его во время проведения международной биеннале, если бы в этом полумиллионном городе не было одного-единственного дома: Яна Райлиха-старшего — основателя и многолетнего президента биеннале (ему сейчас уже 82) — и его сына Яна Райлиха-младшего (ему 52), которому основатель биеннале — по возрасту и состоянию здоровья — передал президентство в 90-е годы. Дом Райлихов в Брно — настоящий Теплый дом, и именно он является сердцем Международной биеннале графического дизайна.

Однако, увы, Ян Райлих-младший уже вторую биеннале как не президент. Новые руководители Моравской галереи и более молодые чешские коллеги оттеснили Райлихов от их выставки, давно уже завоевавшей мировую известность и получившей стабильное государственное финансирование. И боюсь, как бы не погубили ее. Я уже говорил, наша «Золотая пчела» своим появлением на свет во многом обязана биеннале в Брно, которая произвела ошеломляющее впечатление, когда в 1990 году я впервые в жизни попал за границу. Где я только ни побывал с тех пор, но Брно так и остается первой любовью.

Да и не только «Золотая пчела»: что бы я ни делал в области графического дизайна в 90-е годы — журналы, выставки, акции, конкурсы, школу, — все это родом из Брно, все обязано «благорастворению воздухов» всемирного профессионального праздника, высокому уровню культурных образцов, преблагословенному покою, миру и тишине выставочных залов…

На этот раз все было как всегда или почти как всегда, а вот праздника было меньше, гораздо меньше. А хотелось бы — больше, потому что биеннале — юбилейная, и я ожидал, что увижусь-повидаюсь, познакомлю студентов со всеми, с кем не раз уже встречался в Брно: с Сигео Фукудой, Аланом Флетчером, Сеймуром Хвастом, Полой Шер, Джеймсом Виктори, Иваном Чермаевым, Кари Пииппо, Тапани Аартомаа, Лехом Маевским, Чазом Мавиан-Дэвисом, Сантьягой Полом, Никлаусом Трокслером, Кеном Кейто, Гертом Думбаром, Беном Босом и с многими-многими другими героями нашей профессии, о которых студенты лишь рефераты писали или работы которых в журналах и альбомах видели. Я ожидал, что юбилейная биеннале соберет всех великих, любимых. Увы, на этот раз гостей оказалось не больше, а меньше, чем обычно. Мелькнул на горизонте У.Г. Сато, наутро после вернисажа уехали Алан Ле Кернек, Мишель Буве, Хельмут Лангер, всего на день задержались Уве Лёш и Питер Поч… Но самое главное — раньше все всегда были вместе: гости плавно и последовательно перемещались из одной галереи в другую, от одного вернисажа к другому — одной дружной замечательной компанией с бокалами шампанского в руках.

Теперь же три организатора биеннале — Моравская галерея, Чешский дизайн-центр и ИКОГРАДА — проводили свои мероприятия в разных местах, и почти никакой информации, никакой координации… Одни сидели на конференции «Идентичность /Целостность», за участие в которой организаторы впервые попытались содрать немалые деньги, чем только распугали всех гостей. Другие — на симпозиуме по дизайн-образованию «Будущее образования в области дизайна», который положил начало процессу создания глобальной сети учебных заведений в области гpафического дизайна. Третьи — на семинаpе «Поверх барьеров: дизайн в Центpальной и Восточной Евpопе», на котором докладчики из Хорватии, Эстонии, Венгрии, Югославии, Словакии, Словении, Чешской Республики рассказывали о современном положении дел в профессии.

Блистательное шоу о графическом дизайне Украины и о Международной триеннале экологической графики и плаката в Харькове «Четвертый блок» показал здесь президент триеннале профессор Олег Векленко. Если бы посольство Чешской Республики в Москве вдруг не заклинило на Петре Банкове, который был приглашен на этот семинар докладчиком, но так и не получил визу в Чехию, то там была бы и презентация графического дизайна России…

Но студенты недолива праздника не заметили и были абсолютно счастливы. У них проводилось свое мероприятие, которое поглотило их целиком, — пятидневные student’s workshops (не знаю, как перевести — мастерские, проектные семинары, мастер-классы, интенсивные курсы, совместная учебно-проектная работа в интернациональных командах под руководством мастеров дизайна из разных стран). Одной такой командой руководил профессор Ян Райлих-младший. Студенты проектировали плакаты на тему Брно как места встречи Востока и Запада. Эта тема была сквозной для всех мастерских.

Другой workshop вели Вильям Харальд-Вонг из далекого неведомого города Куала-Лумпур в Малайзии и недавний президент ИКОГРАДА Ги Шокарт из Бельгии.. Они сделали акцент на необходимость одновременно передать в проектах и интернациональность, и чешскую национальную идентичность Брно. Наши Аня Шиганова и Оля Зирко сделали здесь буклет про маленькие забавные галочки, палочки и кружочки, которые чехи ставят над латинскими буквами, превращая их в свои. А Дамир Залялетдинов соорудил картонный знак, который, с одной стороны, представлял собой стандартного дизайнерского всечеловечка, переходящего дорогу, а с другой — того же человечка, но с дорожных знаков в Брно — в шляпе, с пузиком, с неровной походкой, как будто только что вышедшего из пивной. Одного он покрасил в цвета звездно-синего европейского флага, другого — в красно-белые полоски с флага и герба города Брно.

Следующим workshop руководили молодые датчане Расмус Коч и Адриан Такман. Они поставили задачу спроектировать шрифтовую гарнитуру на ту же самую общую тему и оставить с ее помощью память о себе на университетском заборе. Оля Гриценко, Лиза Мамонтова, Лина Абдурахманова, Наташа Ходыкина, Саша Новожёнова и Рома Литвинов с честью справились с этой задачей — педагоги только и говорили другим студентам: идите, посмотрите, как русские делают.

Однако самой обаятельной и привлекательной оказалась мастерская корейца Ан Санг Су из Сеула и поляка Владислава Плуты из Кракова, куда понабилось множество наших. Чего только не вытворяли в этой мастерской! Ан Санг Су, доктоp философии в Унивеpситете Ханянг, почетный доктоp дизайна в Унивеpситете Кингстон, пpофессоp Унивеpситета Хонг-Ик, прописал всем студентам спать часа по два после обеда — прямо на полу в аудиториях. Он заводил им классическую музыку, потом просил зарисовывать свои просоночные видения. Студенты писали на доске слова, выражающие чувства на разных языках, а потом пытались выразить эти чувства на языке телодвижений. «Вы не станете хорошими дизайнерами, — говорил студентам Ан, — если не научитесь думать не только головой, но и всем телом». Он (Ан) отправлял студентов в сад, где они должны были искать нетрадиционные инструменты и материалы для рисования. Потом Владислав Плута учил студентов танцевать польку, которую они танцевали на заключительной презентации, где зажигали свечи перед каждой работой и дружно задували их как именинный торт.

Студенты ВАШГД — а вместе с «группой поддержки» из друзей и бывших выпускников их было больше 30 — оказались самой многочисленной делегацией в Брно. Двенадцать студентов привез из Харькова Олег Векленко. Из других стран было от одного до 6-7 участников. Но это была та еще география: Греция и Гондурас, Германия и США, Ливан и Литва — более чем 20 стран! Встреча «Восток — Запад», встреча национальностей, языков, цивилизаций состоялась как встреча друзей, коллег, дизайнеров. На студенческом уровне праздник удался на славу…

Вечерами мы с Эркеном Кагаровым, Сашей Островской, Евгением Добровинским, Галиной Буниной бродили по остывающему от дневной жары городу и то там, то здесь натыкались на группки своих студентов, которые все никак не могли остыть от дневных занятий и горячо делились впечатлениями: «Мы все безумно счастливы!», «Это удивительное приключение!», «Мы становимся другими людьми!», «Это именно то, зачем мы сюда приехали!»
На обратном пути мы, как я обычно это делал, задержались на день в красавице Праге, которая в архитектурном отношении, конечно, намного превосходит Брно. Но студенты неожиданно для меня оказались иного мнения: «В Брно нам больше понравилось. Ведь это же наш город!»

http://kak.ru/magazine/21/a575/
Tags: Брно, ВАШГД, Выставки, Графический дизайн, Золотая пчела, Конкурсы, Международное сотрудничество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments